Упражнения для повышения уровня сознания (дыхание)

uroven_soznaniya

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

Упражнения для повышения уровня сознания направлены на вос­питание четырех основных аспектов того механизма, который удер­живает человека на низком уровне сознания: дыхания, воображения, фонации и движения. В данной главе рассматриваются четыре раз­личные группы упражнений, которые мы будем изучать по отдель­ности..

Дыхание

Дыхание — это не только обеспечение организма топливом, необ­ходимым для поддержания жизни, но также это возможность упорядочить наши эмоциональные, ментальные и нервные состоя­ния.. Дыхание и нервная система эквивалентны в отношении их воз­будимости и торможения.. Подобным же образом наши душевные со­стояния и воображение соответствуют тому или иному способу ды­хания.. Не существует дыхательного процесса, единообразного для всех людей, поскольку есть существенные различия по силе и ритму.. Форма дыхания человека заметно влияет на различные характерис­тики его личности, обусловливая ее физические и психические воз­можности..

Человек, который дышит глубоко, всегда обладает большей фи­зической и биологической энергией.. Тот же, у кого дыхание неглу­бокое, обычно робок и астеничен.. Правильное дыхание есть один из определяющих факторов здоровья, сбалансированной нервной системы, спокойного эмоционального состояния и восприимчиво­го ума..

Дыхание есть русло потока органической жизни, это единствен­ный непрерывный контакт, который связывает нас с матерью-при­родой, и, подобно пуповине, он снабжает нас элементами, которые нужны для поддержания нашей жизни.. Прерывание этой связи озна­чает смерть. Кроме того, процесс дыхания есть единственная веге­тативная функция, которая может испытывать влияние со стороны нашей воли.. Таким образом, она представляет собой связь между спинномозговой нервной системой и вегетативной системой..

Тренировка и овладение дыханием позволяют человеку распрост­ранить влияние своей воли на эмоциональные и нервные реакции, которые обычно находятся за пределами нашего контроля. Сущест­вует непрерывное взаимодействие между нашей ментальной и эмо­циональной деятельностью и процессом дыхания. Когда мы наслаж­даемся эмоциональным покоем, наше дыхание более ритмично, мяг­ко и медленно; когда мы напряжены, поток дыхания задерживается , становится неритмичным и неглубоким; когда мы испытываем эмо­циональный шок, дыхание останавливается и наступает почти удушье. Когда мы сосредоточены, мы дышим мягко и непрерывно, а когда мы позволяем нашему разуму блуждать, процесс дыхания ста­новится прерывистым.

Поэтому перевоспитание дыхания имеет как психологическое, так и физиологическое значение.. Чтобы оценить контекст различных упражнений, проанализируем несколько общих положений в отно­шении механизма дыхания..

Взрослый человек обычно делает от 14 до 17 вдохов в минуту. Каждый раз, когда грудная клетка поднимается, происходит вдох, а когда она опускается, происходит выдох. Эти две фазы приносят приблизительно 500 кубических сантиметров воздуха в наши легкие, так что приблизительная масса воздухообмена за одну минуту равна 8 литрам.. Это количество воздуха, которое проходит через легкие в одну минуту, называется вентиляцией легких.. Максимальное коли­чество воздуха, который можно выдохнуть после глубокого вдоха, составляет жизненную потребность человека и в среднем составля­ет от 4 до 5 литров. Человек не может вдохнуть так, чтобы полностью обновить воздух в легких, поскольку всегда имеется оп­ределенное количество воздуха от 1000 до 1500 кубических сантиме­тров, которое там остается. Этот воздух не выдыхается, он называ­ется остаточным..

Дыхательные упражнения, которые мы рассмотрим, не только увеличивают жизнеспособность, но и непосредственно влияют на воспитание воображения и фонацию. На практике разные группы упражнений взаимосвязаны и влияют на различные функции человека. Таким образом, дыхание, фонация и движения влияют на вообра­жение и, в свою очередь, сами подвержены его влиянию.. Мы увидим например, что определенные дыхательные упражнения направлены на облегчение ментальной концентрации, что способствует воспита­нию воображения. Учитывая это взаимное влияние, дадим каждому упражнению номер и объединим их в группы по целям.

Полное дыхание

Человек обычно дышит, наполняя только верхнюю часть легких.. Если мы хотим вдохнуть больше воздуха, мы существенно расширя­ем нашу грудную клетку. Дыхание такого рода называется грудным дыханием. Функция диафрагмы не очень важна при этом.. Диафраг­ма — широкая мышца, отделяет область грудной клетки от области брюшной полости и которая помогает вдоху.. Когда мы дышим, то с помощью диафрагмы, увеличиваем приток воздуха и в то же время уменьшаем количество остаточного воздуха..

Правильное управление диафрагмой позволяет улучшить эффек­тивность дыхательного процесса, которая, в свою очередь, является одним из определяющих элементов правильной речи..

Огромное большинство людей страдает от недостаточности ды­хания.. Этот факт можно установить в результате следующего уп­ражнения:

сядьте удобно.. положите большие пальцы на талию выше тазобедренной кости, так, чтобы другие пальцы были обра­щены назад по линии талии и соприкасались сзади. Дышите нор­мально в этом положении и постарайтесь определить, подвижны ли нижние мышцы спины.. Если они не работают, значит, дыхание не­достаточно..

Уражнение 1 Полное дыхание

Встаньте, слегка расставьте ноги, держите голову прямо и отведи­те плечи назад, начинайте вдыхать воздух, расширяя брюшную по­лость, то есть наполняя ее, пока она слегка не округлится. Продол­жайте вдыхать, пока не наполните легкие, расширяя теперь грудную клетку, так что живот естественным образом опадает. При выдохе вы должны стараться плавно сокращать живот, чтобы обеспечить выход остаточного воздуха..

Чтобы облегчить наблюдение за тем, как работает диафрагма, можно лечь на спину и дышать в этом положении в течение несколь­ких минут, пока вы не заметите, что дышите, не наполняя грудную клетку и не двигая плечами, расширяя центральную часть тела.. Это упражнение позволяет изменить привычный способ дыхания и явля­ется основой для других, более сложных упражнений.. Вы можете проделывать его столько раз, сколько хотите в течение дня, пока это не станет привычным способом дыхания, что, конечно, очень жела­тельно..

Упражнение 2 Утреннее дыхание

Утреннее дыхание служит для повышения ментального тонуса и уровня сознания, накопления энергии для предстоящего дня и уста­новления гармоничного и сбалансированного психического состоя­ния.. В данном упражнении дыхание сочетается с движениями.. И то и Другое одинаково важно.. Движения необходимо выполнять точно так, как это указано здесь, поскольку каждая поза создает особое психическое состояние.. Для большей ясности поделим упражнение на пять этапов..

Первый этап:

Встаньте, закройте глаза, пятки вместе, но­ски врозь, позвоночник прямой, подбородок приподнят.. Опустите руки и соедините ладони так, чтобы подушечки пальцев соприкаса­лись..

Второй этап:

Начните вдох, выпячивая живот и одновре­менно поднимая прямые руки до уровня подбородка.

Третий этап:

Продолжайте движение рук, разводя их в стороны при одновременном продолжении вдоха, заполняя легкие. Движения рук должны закончиться одновременно с окончанием вдо­ха. Задержите дыхание на некоторое время.

Четвертый этап:

Начните выдох, медленно опуская ру­ки через стороны. Когда руки коснутся ног, выдох должен быть пол­ностью завершен.

Пятый этап:

Пауза для отдыха перед новым повторени­ем цикла.

Очень важно точно выполнять все движения, думая исключитель­но о том, что вы делаете.

Упражнение выполняется около 10 минут, что должно соответст­вовать приблизительно 20 циклам. Вдыхать следует через нос, а вы­дыхать через рот, причем губы должны быть чуть приоткрыты, как будто вы собираетесь свистеть. Если температура воздуха очень низкая, то можно выдыхать через нос, чтобы слизистая оболочка не переохладилась.

Те, кто не привык делать дыхательные упражнения, могут начать с пяти минут и постепенно увеличивать их продолжительность.

Упражнение следует делать утром на голодный желудок.. Важно выполнять его с желанием, а не как неприятную обязанность.. Дан­ное упражнение направлено на увеличение жизненной энергии, по­этому со временем появятся приятные ощущения и человек будет получать больше удовольствия, выполняя свои ежедневные дела.. При желании упражнение можно повторить вечером, для восстанов­ления растраченной за день энергии..

Расслабление при помощи дыхания

Вдох и выдох определяют приток и отток органической жизни.. При вдохе мы напряжены и бдительны, а при выдохе расслабляемся.. Так в течение дня напряжение чередуется с расслаблением.. Это можно использовать по-разному, например для достижения расслаб­ления при помощи дыхания..

Упражнение 3  Дыхание для расслабления

Сидя или лежа с закрытыми глазами, наполните легкие воздухом и задержите дыхание на некоторое время. Затем мягко выдыхайте че­рез рот, как будто вы дуете, пытаясь как можно больше продлить выдох до полного опустошения легких. После отдыха цикл можно повторить столько раз, сколько вы захотите.

Чтобы упражнение дало больший эффект, необходимо, чтобы ды­хание было как можно более мягким и медленным. Это упражнение довольно простое и рекомендуется тем, кому трудно сосредоточить­ся или сразу освоить другие, более сложные упражнения. Его мож­но выполнять сколько угодно раз в день.

Сознательное дыхание

Сознательное дыхание позволяет достичь психического состоя­ния, которое совершенно отлично от обычного, когда человек дышит непроизвольно.. Благодаря осознанию вдоха и выдоха устанав­ливается связь между волей и вегетативной системой, что позволя­ет достичь самоконтроля. Дыхание — как кран, который открывает или закрывает связи с нервной системой и эмоциями. Оно также позволяет человеку изменить свои психические и нервные состоя­ния и повысить уровень сознания, преимущества чего нам уже из­вестны.

Упражнение 4  Неощутимое дыхание

В положении стоя, сидя или лежа начните ощущать приток и от­ток воздуха, концентрируясь на увеличении и уменьшении объема грудной клетки. Необходимо чувствовать, как легкие надуваются и сдуваются, подобно воздушному шарику. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете полного отождествления себя со своим дыха­тельным ритмом. Затем попытайтесь замедлить дыхание, пока оно не станет неощутимым и совершенно бесшумным. Продолжайте до полного расслабления и изменения вашего ментального или эмоци­онального состояния. Это упражнение можно делать в любое время дня, как только возникает необходимость расслабиться или достичь психического спокойствия. Упражнение рекомендуется также лю­дям, страдающим от бессонницы. Им следует выполнять его перед сном..

Вспомним, что каждый раз, когда человек дышит сознательно, как в случае с неощутимым дыханием, его способность к самоконтролю увеличивается..

Основная цель указанных дыхательных упражнений состоит в по­вышении уровня сознания, оживлении нервной системы и достиже­нии состояния расслабления, равновесия и спокойствия. Управление дыханием крайне важно для самоконтроля, поскольку оно позволяет человеку быстро изменять состояния страха или беспокойства на со­стояния покоя и приятного равновесия..

Очень важно помнить о том, что преднамеренное глубокое дыха­ние позволяет нам при помощи своей воли управлять вегетативной системой.

Повышение уровня сознания человека позволяет ему в совершен­стве овладеть своими эмоциональными и ментальными состояниями и произвольно изменять их. Но все это может оказаться недоступ­ным для людей, которые не привыкли к рассуждению и дисциплине ума. Упражнения по контролю над воображением обычно более сложны из-за их абстрактного характера. По этой причине мы при­водим несколько дыхательных упражнений, которые выполняются почти механически, чтобы каждый мог применять их в качестве тре­нировки для достижения волевого воздействия на вегетативную сис­тему.

Нет необходимости выполнять все упражнения.. Следует выбрать те, которые больше всего подходят для вашего характера и для ре­шения конкретных личных проблем.. Желательно каждый день вы­полнять упражнение № 2, чтобы зарядить свою нервную «ба­тарею» перед началом трудового дня..

Выполнение дыхательных упражнений не может предотвратить появление нервного напряжения. Они используются для решения уже возникших расстройств нервной системы. Дыхание — это форма нашего контакта с вегетативной системой, позволяющей подчинить ее нашей воле. Необходимо подчеркнуть, что изменение привычно­го способа дыхания позволяет окончательно ликвидировать некото­рые виды нервного напряжения. Глубокое дыхание повышает жиз­неспособность человека и в результате постоянной практики должно стать привычным, что приведет к ин­тересным изменениям в обмене веществ и в характере..

Итак, дыхание позволяет быстро изменять наше психическое со­стояние, а также усиливает внимание. Изменяя ритм или частоту ды­хания, мы всегда изменяем и наше ментальное и эмоциональное со­стояние. Упражнение даст наилучшие результаты, если одновремен­но с дыханием мы сконцентрируемся на какой-либо мысли, напри­мер на идее спокойствия и расслабления. Эта идея через дыхание пе­реходит в вегетативную нервную систему. Если в течение дня, нахо­дясь среди людей, человек испытывает беспокойство и нервозность, то ему полезно выполнить интенсивное диафрагмальное дыхание, сконцентрировавшись на мысли о покое.

ДЖОН БЕИНС.. ГИПСОСОЗНАНИЕ (книга)..5 часть 

Удачи на Пути!!

Поделиться с друзьями
Источник Здоровья | Здоровье-Источник.рф